Удивительный край – Ингушетия!
Истинг – древнее искусство войлочного ковроделия у ингушей Войлочное ремесло – очень древнее искусство, и в своё время оно было широко распространено среди ингушей. В первую очередь, это было связано с климатическими особенностями региона, а также с религиозными и ритуальными обрядами, многие из которых дошли и до наших дней. К примеру, укладывание новорожденного малыша в люльку с шерстяным матрасом считалось у ингушей очень важным церемониалом, и доверялась эта миссия самой почетной женщине рода. Также у предков ингушей было поверье, что клочок овечьей шерсти под подушкой любого человека, защитит его от нечистой силы. До наших дней дошел еще один уникальный ингушский свадебный обряд – «нув-ферт тассар». Прежде чем невеста переступит порог дома жениха, ей под ноги клали войлочный коврик и веник, которые она аккуратно должна была свернуть и отложить в сторону. Считалось, что прикосновение невесты к овечьей шерсти (именно войлоку) прибавит благополучие – овечьи стада всегда славились своим приростом, а значит, и у молодоженов будет большой и длинный род. Известно, что натуральная овечья шерсть обладает согревающими и целебными свойствами, а в условиях постоянных температурных перепадов шерсть была незаменимым источником тепла. Поэтому ингушам приходилось утеплять стены шерстяными коврами, которые изготавливались почти в каждой семье и в каждом горном ауле. Ковроделием и валянием из войлока в Ингушетии исторически занимались женщины. Процесс изготовления ковра из войлока был технически сложным и трудоемким. Сначала готовили овечью шерсть, потом валяли сами полотна, отдавали их на крашение, сшивали и делали инкрустацию. Края обшивали белым кантом, а орнамент наносили по контуру. Каждая ингушская девушка перед свадьбой валяла себе войлочные ковры в качестве приданого – работа могла занимать от года до трех лет. Истинг – цельные войлочные ковры с нашивным узором из тесьмы или кожи. Так в целом называют древнее ингушское искусство изготовления войлочных изделий. Термин произошел от ингушского слова «истий», что означает «женщины». Все орнаменты несут смысловую нагрузку. Некоторые мотивы в разных вариациях повторяются на различных коврах - мастера в течение столетий не меняли их, орнамент строго повторялся на амулетах, на одежде, на вышивке. Ингушские национальные войлочные ковры истинги, история которых уходит в глубину веков, на всероссийском уровне признаны уникальным культурным брендом Ингушетии.
|