Удивительный край – Ингушетия!
Древние башенные комплексы – вершина ингушского зодчества. Ингушские башни возводились из камня в X-XVII веках и по сей день считаются вершиной ингушского зодчества. Башенные постройки в Ингушетии примечательны камнями с высеченными на них особыми рисунками – петроглифами. Они напоминают своей формой круги, буквы, предметы вооружения и быта, кресты и тамгообразные знаки. Иногда – очертания животных и людей, изображения мифических героев и божеств. У входа в каждую башню обязательно имелся оттиск ладони мастера, который строил сооружение. Жилые башни состояли из продолговатого прямоугольного основания и двух-трёх этажей. Люди жили обычно на вторых и третьих этажах башни, а первый служил для содержания домашнего скота. Прочная входная дубовая дверь запиралась на два засова. Окна в башнях небольшие и очень узкие. Они использовались не только как источник света, но и как бойницы. Полубоевые башни – это нечто среднее между боевыми и жилыми башнями. Их основание было чуть меньше, чем у жилых строений, и отсутствовал внутренний опорный столб. Также в башнях такого типа были предусмотрены навесные балконы. Боевые башни. Их строительство пришлось на пик расцвета древнего ингушского зодчества. Всего построено 89 боевых башен двух видов: с пирамидальными крышами и с плоскими. Стандартная боевая башня имела 5-6 этажей и в высоту была около 30 метров. На нижних этажах боевых башен люди держали продукты и предметы первой необходимости. Здесь же располагались тюремные камеры для пленников. Остальные этажи, начиная с третьего, использовались в оборонительных и хозяйственных целях. А на последнем этаже, именуемом «сокол башни», воины хранили своё оружие. Средневековые предки ингушей свято верили в то, что если при жизни человеку нужна была башня, то после его отхода в мир иной – склеп. В любом ингушском поселении был «город мёртвых» с могильниками, расположенными не далеко от жилых башен. Своей формой склепы напоминают небольшие дома с крышами пирамидальной формы. Склепы считались фамильными строениями, поэтому у любого местного рода есть собственные родовые башни и родовое кладбище. Башни Ингушетии неразрывно связаны с историей страны и культурой ее жителей. Это подтверждается тем, что ингуши называли сами себя «галгай», что значит «люди башен». Наиболее известен башенный комплекс Вовнушки – оборонно-сторожевые строения в Джейрахском районе Ингушетии, они входят в состав Джейрахско-Ассинского архитектурно-исторического и природного музея-заповедника.
|